Иволгинская сопка Баян Тугад

Окутанная легендами священная гора на пути к Иволгинскому дацану

Село Иволга на фоне сопки Баян Тугад
pinterest button

Местонахождение

Находится в 1,5 км на юго-восток от с. Иволгинск 

Иволгинская сопка Баян Тугад
pinterest button Иволгинская сопка Баян Тугад Анастасия Тюкавкина, CC BY-SA 3.0

Описание 

Сопка представляет собой возвышение, формой напоминающее голову. Северо-западный склон пологий и ровный, юго-восточный – скалистый и обрывистый. На юго-восточной стороне в складках горы растут кустарники и береза. Это типичный дайк – интрузия изверженных пород.

На вершине сопки в 1991 году  по решению сельского схода и на народные средства было установлено Обоо.

В мае 2007 года северо-западный склон сопки украсила надпись из мраморной крошки «Ом мани падмэ хум». Решение выложить текст мантры было принято местными жителями. 

Исторический фон

О происхождении сопки и ее значении во все времена ходило много легенд. Но исторически доказано, что некогда у подножья горы была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди.

Село Иволга на фоне сопки Баян Тугад
pinterest button Село Иволга на фоне сопки Баян Тугад Вячеслав Дмитриев, CC BY-SA 3.0

Для защиты от непогоды они разводили костры, и потому все входы закопчены. В свое время пещера была исследована известным советским археологом, академиком А.П. Окладниковым. Им был обнаружен небольшой грот с довольно высоким куполовидным потолком. На сводах и потолке были многочисленные рисунки, выполненные красной краской.

Древний человек был хорошим художником, он запечатлел на скалах свои занятия и жизнь сородичей, сцены охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельный людей, зверей и птиц. Но со временем входы в пещеру оказались засыпанными и завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру был завален в результате землетрясения в 1950 году.

Рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название Гун-Саба, в честь популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателю города Кяхта. Он останавливался здесь на отдых и ночлег.

Для местных жителей сопка является священным местом, на котором устраиваются молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар богу. Обрядовое поклонение проводится ежегодно. Это всеобщий праздник; раньше он проходил с конными скачками, национальной бурятской борьбой.

На вершине сопки стоял субурган, частично отлитый из чугуна на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная зула, ее заправляли и зажигали по очереди все жители бывших деревень Мангазай и Боро-Губээ (нынешняя Иволга).

В 20-х гг. субурган поразила страшной силы молния, расколов его на части, которые разлетелись и скатились вниз. Сельский сход жителей села Иволгинск решил вновь соорудить субурган. На обо-тахилган в 1991 году его освятили.

С вершины Иволгинской сопки открывается панорамный вид на таежный хребет Хамар-Дабан, который словно пронизан «чайными» трактами. 

В 50-х гг. в окрестностях с. Иволгинск и сопки снимались художественные фильмы «Песня табунщика» и «Золотой дом», в 70-х – «Три солнца». 

Полезная информация

Иволгинская сопка
Баян Тугад (Баян-Тогод - бур., Богатый павлин)
Острая сопка
Изредка Сопка любви

Легенды о сопке

Существует поверье, что у сопки есть два хозяина – мужчина и женщина. Женщина-шаман часто посещает это священное место. 

Всадница в белом платке

Одна из легенд о величественной горе Баян-Тугад гласит: хозяйка этой горы – всадница в развевающемся на ветру белом платке на вороном коне. Уроженка Иволгинских степей, прекрасная девушка, пленила своей красотой монгольского князя, объезжавшего свои владения. Женившись на ней, он увез ее в Монголию. И хотя она родила ему двух сыновей и дочь, тоска по родине и родным не покидала ее. И вот однажды, не в силах совладать с мечтой увидеть родные края, она оседлала любимого коня и устремилась в дорогу. Конь, почуяв родные запахи, рвал поводья и скакал бешеным галопом. Но вдруг он споткнулся, нога его попала в нору, вырытую сусликом. Предсмертный стон молодой женщины скорее напоминал вздох восторга и облегчения: наконец-то ее душа будет жить вечно в любимых ею родных местах. С тех пор избранным случалось видеть, как в восходящих лучах солнца парит всадница на вороном коне и за ее плечами развевается белым шлейфом платок.

Колдун и три богатыря

Другая легенда рассказывает о строении Баян-Тугад. Когда-то давно, в Иволгинской долине жили колдун и три богатыря. Захотел колдун захватить власть в свои руки, но боялся богатырей. Однажды заманил он их хитростью на сопку и превратил в каменные фигуры. Неожиданно грянул гром, сверкнула молния. Она попала в колдуна, сразив его. Колдун свалился в образовавшуюся перед ним пропасть. Эта легенда рассказывает о трех небольших скальных столбах, напоминающих фигуры людей и расположенных на юго-восточном склоне сопки.

Женщина-шаманка

Еще одна легенда рассказывает о том, как вернулась в свою Иволгу выданная замуж женщина-шаманка, привязала коня к тальнику на южной стороне Баян-Тугад и повесилась. Недалеко от с. Каленово есть еще одна сопка Баян-Ундэр. Шаманка на своем вороном жеребце все время курсирует между Баян-Ундэр и Баян-Тугад. На линии, связывающей эти горы, не рекомендовалось ставить жилище – опасно. После смерти этой шаманки считалось, что женщинам нежелательно подниматься на сопку Баян-Тугад; достаточно поклониться у ее подножья.

Антилопы и павлины

Еще одна из легенд гласит: когда-то давным-давно в Иволгинской долине было очень тепло. Здесь водились антилопы и павлины. Поэтому предки, жившие в то время, называли сопку Баян-Тугад, что значит «богатый павлин» или, возможно, «богатый павлинами».